Период детства и юности – это время активного роста, формирования организма и здоровья на всю жизнь. Это в полной мере относится и к зрению. С его помощью человек получает до 80 % информации об окружающем мире. Плохое освещение в учебных заведениях может негативно сказаться на зрении. Поэтому созданию условий для его сохранения в нашей стране уделяется огромное внимание, в том числе – посредством организации правильной освещенности на учебных местах.
Нормы и требования к школьному освещению
Нормативы, обязательные к исполнению, регламентируются на законодательном уровне специальными правилами: СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21, СП 52.13330.2016.
Основные требования приведены в СП 2.4.3648-20:
- необходимость естественной (левосторонней) и искусственной подсветки;
- окна в помещениях, где для обучения предусмотрено использование электронных гаджетов, нужно оборудовать светорегулируемыми устройствами (шторами, жалюзи и т. д.);
- при ширине кабинетов более 6 м следует предусмотреть дополнительную (кроме потолочной) подсветку на стене, противоположной той, со стороны которой поступает поток света с улицы. Высота оборудования светильников – от 2,2 м;
- лампы в светильниках могут быть разрядными, люминесцентными или светодиодными. При этом разные виды лампочек в одном помещении применять не допускается;
- разрешен белый цвет естественного и теплого оттенка. Применять в одном классе лампы с разными типами светоизлучения нельзя.
Виды освещения
Учебный процесс в образовательных учреждениях, как правило, осуществляется в две смены, т. е. с утра до вечера. Следовательно, освещение в школе не может огранивается только лишь его природной разновидностью. Поэтому оно может быть либо естественным, либо искусственным, либо комбинированным. В любом случае оно должно быть достаточным для осуществления того или иного вида учебной деятельности.
Основные характеристики:
- Освещенность – параметр, который указывает какая величина светового потока приходится на единицу освещаемой поверхности. Измеряется в люксах (лк). Прибор для ее измерения называется люксметром. Замеры осуществляются на горизонтальной или вертикальной поверхности. Применительно к образовательным заведениям – это столы, за которыми сидят школьники во время занятия, и доска (обычная или интерактивная). Недостаточность освещенности оказывает на организм негативный эффект: приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности и увеличивает риск травм. Оптимальный уровень этого показателя прописан в СП 2.4.3648-20. В документе сказано, что в учебных классах он не должен быть ниже 300 люкс, в мастерских – меньше 400.
- Коэффициент пульсации, свидетельствующий об изменении светового излучения за единицу времени. Проще говоря, показатель характеризует насколько часто «мигает» свет.
- Коэффициент естественного освещения (КЕО). Это соотношение освещенности внутри и снаружи здания при безоблачном небе.
- Индекс цветопередачи – характеристика, показывающая насколько правильно определенный источник света отображает цвет освещаемого объекта. Количественное значение индекса может изменяться от 1 (наихудший результат) до 100.
Естественное
Природный источник света в зданиях образовательных зданиях – солнечное излучение, проникающее в помещения через оконные проемы. Его достаточное количество проникает в кабинеты школ благодаря архитектурным особенностям зданий такого типа, предусматривающие максимально большую площадь окон. В правилах указано, что солнечное излучение не должно причинять вред зрению, т. е. создавать резкие тени, ослеплять людей, находящихся в конкретном помещении.
СанПиН 1.2.3685-21 (таблица 5.59) регламентирует естественное освещение школ, в том числе – длительность инсоляции (освещенность прямыми солнечными лучами) для школьных помещений в разных географических широтах:
- в северных (севернее 58 ° с. ш.) = 2,5 часа (с 22.04 по 22.08);
- в центральных (от 48 ° до 58 ° с. ш.) = 2 часа;
- в южных (южнее 48 ° с. ш.) = 1,5 часа (с 22.02 по 22.10).
Этот же документ фиксирует требуемый количественный показатель КЕО. Он может меняться в пределах от 1 до 4 % согласно категории зрительных работ, выполняемых в конкретных помещениях.
Искусственное
СанПиН 1.2.3685-21 предписывает основные нормы для электроосвещения:
- световая температура источника – в диапазоне от 2400 до 6500 К;
- длина волны светового излучения – от 320 до 440 нм;
- КЕО – от 0,8 до 1,6 % (при комбинированном типе света).
Поток света должен распределяться максимально равномерно, особенно это важно в зоне рабочих мест учеников. Нельзя допускать, чтобы осветительные приборы шумели при работе или/и мигали.
Особенности освещения в школе
Все школьные помещения в зависимости от зрительной нагрузки подразделяются на несколько категорий. Учебные и компьютерные классы, читальные залы, мастерские относятся к категории А. Для них предусмотрены более высокие требования.
Подборка подходящих моделей
Кабинеты
Освещение в кабинетах школы зависит от их профильного назначения. Согласно СанПиН 1.2.3685-21, в классах, оборудованных для уроков информатики, черчения, рисования, физики и химии, допускается отсутствие инсоляции. При этом освещенность в классах должна соответствовать таким нормативам:
- кабинеты для компьютерных занятий – 300 лк;
- кабинеты общеобразовательных предметов – от 300 до 500 лк;
- черчения и рисования – 500 лк;
- кабинеты с лабораториями – 500 лк.
При этом важно, чтобы индекс цветопередачи был не менее 85, чтобы у детей не нарушалось цветовое восприятие.
Спортивный зал
Помещение для занятий спортом должно быть равномерно и достаточно освещено (300 лк). Причем осветительную аппаратуру следует монтировать посредством потолочного крепления, так как настенные светильники могут создавать эффект ослепления. В вечернее время лучший способ создания хорошего светового фона для тренировок и соревнований – это прожекторы. Кроме того, все осветительные приборы в спортзале должны быть оборудованы защитой от возможного механического повреждения, например, металлической обрешеткой.
Актовый зал
Предназначение этого помещения вариативно и зависит от ситуации. Здесь проводятся развлекательные и торжественные мероприятия, концерты, лекции и т. д. Поэтому стоит предусмотреть осуществимость светового зонирования, т. е. при расчете осветительной схемы нужно учесть возможность общей подсветки, а также по зонам сцены, кулис, зала.
Коридоры
Места для отдыха и перемещения школьников из одного кабинета в другой также нужно хорошо освещать. В коридорах нельзя оставлять затененных углов, особенно если есть ступени и пандусы. Степень освещенности не должна быть меньше 200 лк, а коэффициент ее равномерности – ниже 0,4. При этом важно оборудовать коридоры системой аварийной подсветки с запиткой от альтернативных источников питания. Это позволит задействовать ее даже в условиях чрезвычайных ситуаций.
Библиотека
Требования к освещению в библиотеке школы зависят от типа рабочей зоны: книгохранилище со стеллажами или читальный зал. Освещенность в хранилище может быть около 200 лк, на рабочих столах для занятий школьников – не меньше 500 лк.
Столовая
Показатель уровня светового потока может быть от 200 до 300 лк. При этом осветительная аппаратура должна излучать свет нейтрального или теплого оттенка. Слишком холодный свет снижает аппетит и мешает расслаблению.
Советы по выбору светильников для школы
Количество осветительных приборов, их вид и расположение рассчитываются при разработке светотехнического проекта. Важно, чтобы покупаемые для школы светильники соответствовали установленным нормам и требованиям безопасности и имели подтверждающие это сертификаты/декларации.
Сегодня самые востребованные – светодиодные лампы, так как их характеристики отвечают критериям качественного освещения, безопасности эксплуатации и сбережения электроэнергии.
Преимущества LED-светильников для обеспечения искусственного освещения в школе:
- не издают шума;
- не мигают;
- быстро загораются при включении;
- потребляют меньшее количество электричества (в сравнении с иными типами ламп);
- долго служат;
- не содержат вредных для человека газов и материалов.
Светильники для школы классифицируют по нескольким определяющим признакам:
- по типу монтажа на потолок:
- навесные – для высоких,
- накладные – для любых потолков,
- встраиваемые – для подвесных;
- по виду защиты от сторонних воздействий:
- влагозащищенные – для бассейнов и душей,
- пылезащищенные – для мастерских,
- с защитой от механического разрушения – для спортзалов;
- по оснащению дополнительными опциями:
- с рассеивателями (прозрачными или матовыми) – для гармоничного распределения света,
- с отражателями – для создания направленного светового потока.
Выбор светильников для образовательного учреждения зависит от назначения помещения:
- в класс – световые приборы потолочного и настенного типа с рассеивателями (для создания более однородного светоизлучения);
- для освещения коридоров в школе – накладные растровые источники света;
- в столовую – осветительную аппаратуру накладного, подвесного или встраиваемого типа, вмонтированные по периметру потолка;
- в актовый зал – светильники на потолок и стены с возможностью регулировать яркость света, прожекторы для подсвечивания сцены;
- в спортзал – потолочные лампы, софиты, прожекторы с защитой от механического повреждения.
Заключение
- Качество осветительных систем в школах имеет большое значение. От этого зависит комфорт учащихся и преподавателей, их внимательность, трудоспособность и самочувствие.
- Параметры световых характеристик в образовательных учреждениях регламентируются санитарными нормативами.
- Нормы освещения в школе следует соблюдать в обязательном порядке. В противном случае возможно применение норм административного воздействия в соответствии со ст. 6.3 Кодекса об административных правонарушениях. Для должностных лиц штраф составляет от 500 до 1000 рублей, для юридических – от 10 до 20 тысяч рублей.
- Каждое школьное помещение требует разработки определенной световой схемы согласно своему функциональному назначению.
- В нашем интернет-магазине вы можете купить все необходимое для светодиодного освещения школьного здания изнутри и снаружи. Кроме того, мы готовы сделать расчет проекта осветительной системы, а также представить его визуализацию с программным обеспечением Dialux. Для заказчиков из Санкт-Петербурга и Москвы мы можем предложить двухнедельный тест-драйв.