Освещенность гаваней воздушных судов играет важную роль в обеспечении безопасности полетов, а, значит – в защищенности людей. Светотехнические решения, применяемые в аэропортах, влияют на безопасность полетов. Современные навигационные системы и световые приборы делают передвижение самолетов более безопасным, позволяя пилотам уверенно совершать маневры, обеспечивать взлет/посадку с высокой точностью.
Нормы и требования
Важность освещения аэропортов подтверждает тот факт, что все нормативы осветительных систем регламентируются на законодательном уровне следующими документами:
- Федеральные авиационные правила «Требования к светосигнальному и метеорологическому оборудованию, устанавливаемому на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденные приказом Минтранса России от 16.11.2023 №381 (вступили в силу 01.09.2024);
- РУЭСТОП ГА-95 «Руководство по электросветотехническому обеспечению полетов в гражданской авиации РФ»;
- СП 478.1325800.2019 «Здания и комплексы аэровокзальные. Правила проектирования».
ВажноУстановленные нормы для аэропортов:
Аэродром – это участок земли с инфраструктурой и оборудованием, назначение которого – взлет/посадка и стоянка самолетов. Аэропорт – это аэродром, пассажирский терминал, иные сооружения для обслуживания полетов и пассажиров.
- освещенность:
- в комнатах отдыха, в общепите, залах ожидания, багажном отделении — от 200 Лк,
- в диспетчерской, медицинском пункте — от 300 Лк,
- у камер хранения, в служебных помещениях — от 75 Лк;
- пульсация светового потока:
- в зоне паспортного досмотра – от 10,
- в залах ожидания и на выдаче багажа – от 15;
- класс пыле- и влаго-защищенности – не менее IP65. Узнать подробней об этом показателе можно из другой статьи нашего блога;
- на территории хранения топлива и ГСМ (горюче-смазочных материалов) должны быть установлены взрывозащищенные светильники;
- осветительная система должна оснащаться блоком аварийного переключения на резервное электропитание при отключении основного.
Некоторые нормы для аэродромов:
- освещенность – от 20 лк;
- мощность прожекторов освещения – от 400 до 2000 Вт;
- обязательное автоматическое переключение на аварийное электропитание при отключении основного.
Задачи
Главные цели освещения аэропортов и аэродромов:
- обеспечение безопасной комфортной обстановки для пассажиров и персонала внутри терминальных помещений;
- стабильная подсветка аварийных выходов, коридоров;
- формирование качественного светового фона взлетно-посадочных полос, близлежащей территории, стоянки самолетов, подъездных путей к ним;
- обеспечение удобства маневрирования наземной техники, участвующей в перевозке пассажиров и грузов, трапов, топливозаправщиков, буксировщиков;
- создание оптимальных условий для персонала.
Особенности освещения объектов аэропорта
Ко всем компонентам инфраструктуры аэропорта предъявляются разные требования по уровню освещенности и другим световым параметрам. Это обусловлено разницей функционала объектов.
Паркинг
Особенность автопарковок при аэропорте – значительная ротация автомобилей круглые сутки. Машины непрерывно прибывают и уезжают, поэтому для сохранности транспорта, безопасности людей свет должен быть достаточно ярким. Это достигается установкой мачт высотой от 16 до 50 метров с прожекторами или светодиодными панелями. Высотность мачт зависит от площади освещаемой территории.
Осветительную систему паркинга интегрируют с системами видеонаблюдения – для обеспечения четкого изображения. Это дает дополнительный уровень защиты, а также помогает службе безопасности оперативно реагировать на любые инциденты.
Пешеходные зоны
Освещение зон аэропорта, где проходят люди, очень важно с точки зрения безопасности, комфорта, эстетической привлекательности.
В этих зонах реализуют комплексные световые решения, сочетающие функциональность и дизайн. Например, светодиодные светильники ярко светят, а также отвечают требованиям эстетики.
Важный аспект – цветовая температура света. Теплые оттенки белого цвета привносят уют, холодные – способствуют концентрации внимания. В аэропортах чаще применяются нейтральные оттенки, обеспечивающие баланс между комфортом и функциональностью. Учитывается также архитектурный дизайн зон, где размещают осветительное оборудование. Например, маршрутизирующие световые полоски, встроенные в покрытия светильники.
Взлетно-посадочные полосы (ВПП)
Основная функция освещения аэродромов – создание условий для безопасной посадки/взлета в темноте, при плохих погодных условиях. Огни ВПП информируют пилота о положении самолета на местности:
- мигающие линии ВПП (стробы) – ориентир для контроля курса;
- сигнальные огни:
- глиссадные (красные и белые) – обозначают траекторию снижения самолета,
- входные (зеленые) – указывают на торцовую часть ВПП,
- ограничительные (красные) – обозначают завершение ВПП,
- рулежные (синие) – по бокам/оси полотна руления,
- огни приближения (белые), ориентирующие на направление оси ВПП.
Места стоянки самолетов
Освещенность этих зон – от 20 лк, наличие теневых участков – сведено к минимуму. Эти условия обуславливают места установки прожекторов.
Высота фиксирования осветительной техники должна быть в два раза выше, чем уровень взгляда экипажа в кабине пилотов. При обслуживании воздушных судов должна быть предусмотрена мобильная местная подсветка.
Терминалы
Это зоны пребывания пассажиров, поэтому освещение должно удовлетворять таким условиям:
- быть достаточно ярким с нейтральным белым оттенком;
- быть разноуровневым – для комфорта находящихся там людей;
- зонировать пространство, при необходимости – дополнять акцентной подсветкой (например, стойки регистрации);
- сочетать естественный свет с искусственным.
Подъездные дороги
Пути подъезда к объектам аэропорта должны быть равномерно освещены. Не допускается, чтобы световой поток распространялся в верхнюю полусферу, это может помешать пилотам при взлете/посадке. Для установки осветительного оборудования применяют высокие мачты. Они позволяют мощному лучу света равномерно освещать большую территорию. Это делает не нужной установку большого количества более низких опор.
Внутренние помещения
Визуальный комфорт посетителей аэропорта обеспечивается общим рассеянным освещением с локальной подсветкой в некоторых зонах: у стойки регистрации, на участке паспортного контроля, заполнения деклараций. Безопасность эвакуации в экстренных ситуациях гарантируется аварийными светильниками с уровнем освещенности не менее 2 лк. В комнатах отдыха предусмотрена дежурная подсветка (чтобы не мешать отдыхающим пассажирам).
Виды освещения аэропорта и аэродрома
Разное назначение объектов воздушных портов диктует необходимость дифференциального подхода к разработке их осветительных систем.
Подборка подходящих моделей
Функциональное
Обеспечивает условия для:
- пилотов при проезде самолетов по рулежному полотну;
- транспорта, занимающегося перевозкой пассажиров/багажа;
- персонала, выполняющего техобслуживание воздушного судна;
- пассажиров, встречающих, провожающих.
Сигнальное
Это комплекс наземных навигационных огней, назначение которых – способствовать безопасному взлету, заходу на посадку, приземлению самолетов. Их размещают по утвержденной схеме.
Декоративное
Предназначено для формирования стиля воздушной гавани, так как ее принято считать визитной карточкой города. Декоративная подсветка подчеркивает особенности архитектуры, инсталляций, украшающих территорию, национальный колорит региона.
Какое оборудование используется
Для освещения аэропортов и аэродромов применяют несколько типов светильников, мачт, опор.
Светильники
Для реализации наружной осветительной системы используют светодиодные светильники:
- с оптическими линзами;
- алюминиевым корпусом с дополнительной антикоррозийной обработкой;
- сроком эксплуатации до 100 тысяч часов;
- классом защиты от IP65.
Для общей внутренней подсветки используют лампы с рассеивателями или экранирующими решетками (для рассеянного эффекта светового потока). Для акцентной/декоративной подсветки применяют точечные светильники, архитектурные прожекторы.
Опоры и мачты
Для создания светового фона на большой территории устанавливают мачты высотой 16-50 м со стационарной короной (вмонтированной площадкой со светильниками или прожекторами) или с мобильной (может опускаться). Часто ставят комбинированные конструкции – с подъемным механизмом и стационарной площадкой.
Светильники консольного типа устанавливают на опоры высотой до 16 м. Их ставят в зонах погрузочно-разгрузочных работ, обслуживания техники, нахождения пассажиров. Для декоративной подсветки территории около терминалов применяют парково-декоративные опоры.
Советы по выбору оборудования
Подходить к разработке и выбору комплектующих для осветительных систем нужно взвешенно. Оборудование должно отвечать таким условиям:
- соответствовать международным стандартам ИКАО (Международной организации гражданской авиации);
- быть энергоэффективным и защищенным от климатических воздействий. Лучший вариант – осветительное оборудование на светодиодах;
- применяться для выполнения конкретных функций;
- иметь опции интеграции в систему управления полетами с удаленным мониторингом.
На заметку
Купить все для светодиодного освещения можно в нашем интернет-магазине «Описвет».
Заключение
Освещение аэродромов и аэропортов обеспечивает безопасность полетов, создает комфортные условия для пассажиров и работников терминальных комплексов. Технологии позволяют достичь высокой энергосберегающей эффективности, долговечности оборудования, надежности в любых условиях.
Соблюдение установленных норм, комплексный подход к проектированию позволят создать надежную светотехническую инфраструктуру. Это основа для эффективной работы воздушного порта, где каждый элемент (от аварийных светильников до сигнальных огней взлетки) интегрирован в единую систему.