Это ваш город?
Пн-Пт
9:00 – 19:00
Меню
Каталог

Освещение железнодорожных объектов: станции, путей и переездов

Сергей Аносов
Автор статей и эксперт по расчету освещенности
Дата публикации: 30 октября 2024
Обновлено: 13 ноября 2024
179
26 мин.

Осветительная система – неотъемлемая составляющая железнодорожной инфраструктуры. От ее качества зависит безопасность пассажиров и сотрудников, а также сохранность перевозимых грузов. В этой статье рассмотрим нормы освещения железных дорог, виды осветительного оборудования, рекомендации по его выбору.

Железнодорожное освещение

Нормы и требования железнодорожного освещения

Стандарты и регламенты зафиксированы на законодательном уровне. Это свидетельствует о важности рассматриваемого вопроса.

Регулирующие документы:

  • ГОСТ 34935-2023 – прописывает нормы наружного электроосвещения, методы их контроля;
  • СП 52.13330-2012 – стандартизирует нормативы освещенности путей;
  • ГОСТ Р 56852-2016 – указывает параметры подсветки помещений на ж/д объектах.

Основные требования и регулируемые параметры:

  • Яркость плюс равномерность светового потока, обеспечивающие безопасное передвижение пассажиров, работу сотрудников. Основные нормативы освещенности:
    • открытые территории – 1-50 лк,
    • вокзалы – 50-300 лк,
    • кабины машинистов – 3-30 лк,
    • сортировочные станции (подобные участки) – от 1 лк,
    • въезды в депо – от 5 лк,
    • служебно-технические/ремонтные объекты – 100-750 лк;
    • равномерность освещенности, т. е. отношение ее минимального значения к максимальному – не менее 1:40.
  • Цветопередача, позволяющая четко различать цвета – ее индекс (CRI) должен быть не менее 80 единиц.
  • Возможность автономной работы осветительного оборудования при отключении центрального электроснабжения. Для этого необходимы резервные источники энергии, аварийные лампы с индексом цветопередачи не менее 40.
  • Защищенность от осадков, пыли, температурных перепадов. Для достижения нужного уровня защиты применяют светодиодные светильники с IP 65 и выше.

Что относят к ЖД объектам

Железнодорожная система – это сложная многоуровневая структура, обеспечивающая перевозку миллионов пассажиров и грузов, поддерживающая экономическую связь между регионами. Состоит из обособленных объектов, каждый из которых важен для отлаженной работы всей системы. Это:

  • железнодорожные пути, обеспечивающие движение пассажирских и грузовых составов. Это стальные рельсы, уложенные на шпалы, под которыми – насыпной балластный слой;
  • стрелки – для перехода поезда с одного пути на другой;
  • вокзалы, платформы – для посадки/высадки пассажиров, ожидания прибытия поездов, сервиса;
  • тоннели, мосты – для прокладки путей через природные преграды: реки, озера, горы, ущелья;
  • управляющие системы трафика: светофоры, семафоры, автоматические барьеры, связь с диспетчерскими центрами;
  • депо/мастерские, где выполняют техобслуживание, ремонт подвижного состава;
  • административные здания, где работают инженеры, диспетчеры, другой технический и управленческий персонал;
  • энергетические объекты: подстанции, контактные сети.

Особенности освещения

Каждый от объектов железной дороги должен быть надлежащим образом освещен. Железнодорожное освещение бывает трех типов:

  • общее – для равномерной освещенности открытых территорий посредством отдельно стоящих светильников на малых/средних опорах;
  • заливающее – для подсветки путей, где образуются теневые зоны из-за движения составов. Нужный осветительный эффект достигается размещением светильников на мачтовых опорах высотой от 16 до 30 метров;
  • комбинированное – сочетание общего и заливающего типов.
На заметку
параметры осветительных систем ж/д объектов отличаются в связи с разными требованиями к уровню освещенности и к цветопередаче. Расчет параметров должен выполняться с учетом этих факторов.

Железнодорожные пути

В этой зоне важна равномерная подсветка на больших расстояниях. Источники света устанавливают на жестких или гибких поперечинах контактной сети, либо на П-образных металлических опорах с железобетонным основанием.

Освещение железных дорог

Стрелочные переводы

Освещенность отдельных стрелок не должна быть меньше 5 лк, стрелочных комплексов – менее 10 лк. При этом важна четкая направленность светового потока. Свет должен быть направлен так, чтобы минимизировать блики, но обеспечивать полную видимость стрелочного перевода. Это достигается путем применения отражателей/козырьков, направляющих световой поток под нужным углом. Прожекторы поворотного типа устанавливают на мачтовых опорах до 30 метров высотой. Это создает заливающий световой фон с возможностью направления светового излучения в нужную сторону.

Вокзалы и платформы

Освещение железнодорожных станций не менее важно, чем путей и стрелочных переводов. Уровень освещенности в этих зонах зависит от интенсивности пассажиропотока:

  • больше 2 миллионов человек в год – от 10 лк;
  • до 2 млн в год – от 5 лк.

Светильники устанавливают на опорах, расположенных на равном расстоянии друг от друга. Световой поток направляют вертикально вниз под незначительным углом. В этом случае свет не будет ослеплять людей. Осветительные приборы должны иметь высокий уровень защиты от влаги, пыли – классом от IP65.

Освещение железнодорожных станций

Тоннели и мосты

На этих объектах формированию должного светового фона придают особое значение. Это обусловлено отсутствием естественного источника света в тоннелях, а также важностью достаточной подсветки на мостах.

В тоннелях устанавливают светильники, устойчивые к вибрациям, воздействию влаги. Их размещают вдоль всего тоннельного пути для равномерности освещения. Их цветовая температура должна быть близка к дневному свету (около 4000-5000 K). Это ускоряет зрительную адаптацию машинистов при въезде/выезде из тоннеля. Обязательна система аварийной подсветки. Она обеспечивает минимальный уровень видимости при отключении электричества.

На мостах применяют функциональный и архитектурный тип освещения. Функциональный – для безопасности движения, архитектурный – для выделения эстетических особенностей мостовой конструкции. Здесь ставят светильники, защищенные от осадков и ветра.

Освещение ЖД объектов

Управляющие и сигнальные системы

Электроосвещение на этих участках должно быть равномерным и без бликов, чтобы не создавать ложных сигналов, не утомлять глаза операторов. Сигнальные системы должны быть четко видимы машинистам независимо от времени суток и погоды. Это достигается благодаря соблюдению нормируемых стандартов освещенности, а также за счет использования контрастных цветов, призм для рассеивания света. При этом коэффициент его пульсации не должен превышать 20 %.

Освещение железнодорожных путей и переездов

Депо и ремонтные мастерские

Согласно строительным нормам, минимальный уровень освещенности в производственных зонах должен быть не меньше 300 люкс. Это важно для свободного ориентирования в пространстве, минимизации травматизма и ошибок при ремонтных операциях.

Свет должен быть равномерно распределен по всей рабочей площади. Это достигается использованием комбинированного освещения (естественного + искусственного). Естественное обеспечивается через световые фонари на потолке и оконные проемы в стенах. Для искусственного применяют мощные светильники.

При разработке светотехнической системы депо/мастерских учитывают специфику выполняемых работ в разных зонах. К примеру, для диагностики и обслуживания подвижного состава требуется более высокая яркость и цветопередача, чем для его мойки.

Осветительные регламенты предусматривают обязательность аварийного электроосвещения. Оно должно включаться автоматически от резервных источников при отключении центрального энергоснабжения, чтобы обеспечить эвакуацию персонала, предотвратить аварийные ситуации.

Освещение депо и мастерских

Административные помещения

Согласно действующим нормативам, электроосвещение этих зон может быть общим, локальным, комбинированным. Уровень освещенности должен быть не менее 300–500 люкс в зависимости от выполняемых задач. Для рабочих мест, где требуется более высокая степень концентрации внимания, например, в диспетчерских, рекомендуется повышенный уровень до 1000 люкс. Для работы в офисных условиях применяют лампы с нейтральным или холодным белым светом с цветовой температурой 3500–5500 К, способствующей повышению работоспособности.

Важно
обязательно оборудование аварийной подсветки для эвакуации сотрудников и выполнения неотложных работ по обеспечению бесперебойного функционирования железной дороги.

Железнодорожное освещение помещений

Какое оборудование используется для освещения железных дорог

В системах освещения железнодорожных объектов применяют:

  • светильники и прожекторы – источники светового излучения;
  • опоры – для поддержки светильников;
  • портальные конструкции, опорные балки – для установки светового оборудования над путями;
  • мачты – для фиксации прожекторов, обеспечивающих направленный световой поток;
  • кронштейны/консоли – для закрепления светильников на опорных конструкциях.

Опоры и мачты

Они служат для размещения осветительного оборудования около железнодорожных путей, на платформах, перронах, иных объектах инфраструктуры. Их изготавливают из железобетона, алюминиевых или стальных сплавов. Это обеспечивает устойчивость опорных конструкций к ветровой нагрузке, атмосферным осадкам, резким температурным колебаниям. Высота опор и мачт зависит от назначения освещаемых объектов.

Светильники

Светотехническое оборудование должно соответствовать установленным нормативам (о них рассказано в первом разделе статьи). Кроме того, к светильникам предъявляются следующие требования:

  • устойчивость к вибрациям, механическим нагрузкам, воздействию осадков;
  • возможность работы при температуре воздуха от -50 до +50 градусов;
  • светоотдача – от 65 лм/Вт;
  • индекс цветопередачи – от 80 до 100;
  • цветовая температура – от 5000 К (холодный белый цвет);
  • стабильность светового излучения;
  • отсутствие пульсаций (до 20 %);
  • минимальный ослепляющий эффект (от 20 до 40).
Светильники для ЖД освещения

Подборка подходящих моделей

Советы по выбору оборудования для наружного освещения железнодорожных объектов

Выбор комплектующих осветительных систем должен осуществляться методом комплексного подхода. Что нужно учесть:

  • соответствие установленным стандартам/нормативам по освещенности конкретных зон, равномерности распределения светового потока, минимизации слепящего эффекта;
  • эксплуатационные условия, т. е. устойчивость к вибрациям, холоду, жаре, влаге;
  • энергосбережение для сокращения расходов на эксплуатацию;
  • экологичность – минимизацию негативного действия на природу;
  • возможность интеграции в интеллектуальные системы управления, позволяющие адаптировать освещенность объектов в зависимости от времени суток, погодных условий;
  • архитектурные особенности (согласованность с городской архитектурой).
На заметку
технические параметры светодиодных светильников можно узнать из маркировки. Как расшифровать ее обозначения, можно узнать из другой статьи нашего блога.

Заключение

  • Освещение железнодорожных путей, переездов, вокзалов, иных ж/д объектов – техническая необходимость, залог безопасности людей и грузов. Правильное освещение позволяет предотвратить несчастные случаи, обеспечить порядок и результативность работы железной дороги. Поэтому нормативы и стандарты осветительных систем прорабатываются на законодательном уровне.
  • Выбор источников света, соответствующих установленным нормам, позволяет соблюсти стандарты освещения, снизить эксплуатационные затраты, уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.
  • Купить светильники, прожекторы, опоры освещения можно в нашем интернет-магазине «Описвет».
Поделиться
Комментарии (0)

Читайте также